Топ-10 лучших образцов советского трэша




Обновлено 2015-09-19
_______

Трэш поминается столь часто, что лишний раз не хочется это делать. Но когда речь заходит про советскую научную фантастику, деваться некуда: отечественный сай-фай, сам того не сознавая, стал его аналогом. Мы вспоминаем десять лучших образчиков нашего трэш-искусства.

Гиперболоид инженера Гарина, 1964

Режиссер Александр Гинцбург
В ролях Евгений Евстигнеев, Всеволод Сафонов, Михаил Астангов

Экранизация самого залихватского произведения Алексея Толстого сегодня смотрится гораздо интереснее, чем полвека назад, когда, собственно, она и была создана. Ведь только теперь картина читается как своеобразная ревизия трэшевого западного кинематографа: сомнительного вида лаборатории, напыщенные обращения героев друг к другу, безумный ученый Гарин, холодная дива Зоя, сыгранная актрисой Натальей Климовой. Она же стала Снежной Королевой в одноименном советском фильме, после чего может считаться практически единственной инфернальной красавицей нашего кино. В «Гиперболоиде инженера Гарина» Климова поражала ненавязчивой кровожадностью и вполне заслужила сравнения с супермегерами Русса Мейера.

Сам же Гарин вещал о беспредельном индивидуализме, радовался собственным неприятностям и тосковал, одержав победу. Всё дело в том, что подобно другим трэшевым персонажам он – сверхчеловек и недочеловек одновременно. По сути, всё тот же толстовский Буратино, только вместо золотого ключика у него гиперболоид, а вместо проданной азбуки – украденные записи настоящего изобретателя убивающего луча.

Человек ниоткуда, 1961
Режиссер Эльдар Рязанов
В ролях Сергей Юрский, Юрий Яковлев, Анатолий Папанов

Новый тип ученого-романтика появился в картине, которую вряд ли можно отнести к лентам разряда «А» – увлеченный наркоман (Юрий Яковлев). Картину Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда» благоразумно решили не выпускать на широкий экран и вообще не предавать особой огласке. Дело в том, что фильм этот очень напоминает галлюциногенный трип. Автор пытается убедить, что все совсем не так, что его герой просто головой ударился. Тогда почему же с какого-то момента черно-белый экран становится подозрительно разноцветным, операторская эквилибристика ставит все с ног на голову, а снежный человек (Сергей Юрский) проявляет возможности человека, находящегося под воздействием финциклидина?

Впрочем, научная фантастика в советских комедиях всегда проявлялась очень странно. Как, например, в ленте «3+2»: в бредовом сне персонажа равнодушного к женским чарам появляются бурлящие котлы с дикой смесью, профессоры-шпионы и прочие непотребства. Ученый из ленты Рязанова решает все свои проблемы полетом в космос, но не долетает – кайф не может длиться вечно.

Его звали Роберт, 1967
Режиссер Илья Ольшвангер
В ролях Олег Стриженов, Михаил Пуговкин, Марсель Марсо

Советский ученый искал себе не друга, а послушного помощника. Снежный человек слишком эмоционален, а вот робот – то, что надо. В картине ленинградского производства «Его звали Роберт» поется о том, что «дважды два у нас выходит пять». И, вполне закономерно, что изобретатель оказывается человеком холодным и довольно неприятным, а вот его творение – покладистым, несколько туповатым, но, в общем-то, мечтательным существом. И того, и другого сыграл красавец Олег Стриженов. Идея, отозвавшаяся впоследствии в «Приключениях Электроника», звучит здесь гораздо драматичнее. А нервное требование героини Марианны Вертинской «нюхайте цветы – я вам приказываю» способно свести с ума и нарушить внутреннюю гармонию не только сомневающегося робота Роберта, но и вполне уверенных в себе граждан.

Хотя в этом фильме теряют разум не только электронные существа, но и просто злоупотребляющие алкоголем персонажи. Так, например, герой Михаила Пуговкина в конце концов верит в то, что именно он является роботом.

Формула радуги, 1966
Режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич
В ролях Фрунзик Мкртчян, Савелий Крамаров, Роман Ткачук

Но будем честны: не только один Гарин ворует чужие идеи. Дело в том, что «Его звали Роберт» – чистейшей воды плагиат украинской ленты «Формула радуги». Картина малоизвестна, она не вышла на экран. Не помог даже доброжелательный баритон Владимира Трошина за кадром, уверяющего, что главное – оставаться человеком.

Главный герой – ученый, что никак не может изобрести формулу радуги, зато без особых затруднений создает себе двойника — робота Яшку, чтоб тот ходил вместо него на собрания и наслаждался всеми прелестями жизни. Робот, в свою очередь, изобретает специальный прибор, позволяющий ему превращаться в кого угодно – мужчину, женщину, ребенка.

Всё бы хорошо, но создатель фильма Юнгвальд-Хилькевич, впоследствии снявший «Трех мушкетеров», не особо дружит с сюжетом собственного произведения. Пока зритель разбирается со множеством противоречий и несуразностей, режиссер уже играется с новыми новыми находками. Одна из них – усатые куклы в юбочках, по которым и следует определять их пол, – отсылает к вудовскому шедевру «Глен или Гленда».

Человек-амфибия, 1961
Режиссеры Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев
В ролях Анастасия Вертинская, Владимир Коренев, Михаил Козаков

В начале шестидесятых в советском кинематографе появляются люди-мутанты. И речь вовсе не про фильм Георгия Данелии «Тридцать три» (про обладателя лишнего зуба), –а про романтичное творение «Человек-амфибия». Захлебывающиеся ритмы псевдобуржуазных мелодий о том, что моряк «слишком долго плавал» и «в море нашел покой», написанные Андреем Петровым, – хороши необыкновенно. Интересно, что почти все трэшевые творения отличаются чудесным музыкальным звучанием, чего не скажешь о так называемых научных лабораториях в этих лентах.

Подводная квартира морского дьявола сделана в лучших традициях «Звездного пути», как, собственно, и его костюм. Да и невеста Франкенштейна – Гуттиэре (Анастасия Вертинская) – поражает неожиданно прозрачным купальником. Сумасшедший профессор Сальватор окажется на редкость трезвым и скажет, что любви между человеком-русалкой и земной красавицей не быть. Лента вышла грустной и, может быть, потому очень популярной. Причем до такой степени, что в 1968 году Леонид Гайдай спародирует панику Ихтиандра, заблудившегося в большом городе: в картине «Бриллиантовая рука» персонаж Андрея Миронова со стоном упрется в тупик дома, а над ним закружится операторская камера.

Эта веселая планета, 1973
Режиссеры Юрий Цветков и Юрий Сааков
В ролях Леонид Куравлев, Савелий Крамаров, Екатерина Васильева

«Голубой огонек» по-марсиански – только вот празднуют не добрые инопланетяне, а практически герои ленты Тима Бартона «Марс атакуют». Трое космических пришельцев, попав на Землю, отправляются в местный Дворец культуры и отдыха на празднование Нового года.

Фильм сделан в виде музыкальных номеров, которые перемежаются фразами о том, что хорошо бы сначала со всеми расправиться, а уже потом разбираться, нужно ли это было делать. Несмотря на то, что сюжет фильма можно пересказать в двух предложениях, сценарий писали целых три человека, а саму постановку воплощали двое.

Вообще, «Эту веселую планету» по телевизору показывают крайне редко – как всякое трэшевое произведение оно рассчитано на особый контингент. Например, на любителей столь же редкой ленты «Аномалия», которая запоминается прежде всего спецэффектом «летающая тарелка на леске», позаимствованным у «Плана 9 из глубокого космоса».

Через тернии к звездам, 1980

Режиссер Ричард Викторов
В ролях Глеб Стриженов, Вацлав Дворжецкий, Артем Карапетян

Этот фильм в аттестации не нуждается: голые инопланетянки, биомасса, разбушевавшийся карлик, люди-уроды, говорящий спрут, будто бы украденный из творений Эда Вуда. Заклинание «иди на Астру» стало главным девизом фильма – мы все пошли. Впоследствии, картина получила второе рождение – ее переделали, как Стивен Спилберг переделал «Инопланетянина».

Конечно, у авторов были какие-то авторитеты в большом кинематографе, но зритель ценит этот фильм именно за несуразности. Туранчокс, вскакивающий из-за стола с криком «Ты меня никогда не видел?», стал настоящей иконой нашего то ли трэшевого, то ли научно-фантастического кинематографа. Ния (чья внешность показала, что потустороння красота и признаки базедовой болезни вовсе не мешают друг-другу) предвосхитила появление еще одной странной ленты «Семь стихий» об инопланетянке-цветке. В благодарность, наши люди-космонавты трепетно и с нежностью создали для Нии мир без любимого.

Большое космическое путешествие, 1974
Режиссер Валентин Селиванов
В ролях Мила Берлинская, Сергей Образов, Игорь Сахаров

Трое пионеров отправляются в космос, но, как выясняется к концу фильма, оказываются почему-то в канализации – это был такой эксперимент. По ходу они поют песни, танцуют довольно странные танцы, слушают мелодию о сказках и взрослении, во время которой зритель видит летящую космическую ракету.

Обернутые фольгой трубы, несколько торчащих электропроводов, пущенный в нужное время белый дым, а также робот с замашками Зои Космодемьянской не смущают ни участников так называемого полета, ни наблюдающую за ними публику. Все готовы к тому, чтобы грезы превратились в экранную реальность, но авторы почему-то переводят происходящее в плоскость морали, а уже к самому концу появляется настоящий летчик и произносит заключительное слово. После всего увиденного самым любимым персонажем этого творения становится загадочный человек в костюме космонавта, сидящий в канализации и угрюмо подначивающий юную пионерку: «Решай сама».

Отроки во Вселенной, 1974
Режиссер Ричард Викторов
В ролях Иннокентий Смоктуновский, Лев Дуров, Наталья Фатеева

Вот до чего бы никогда ни додумались мастера западных научно-фантастических фильмов – это забрасывать в космос детей. Для нас же это занятие – милое дело. «Отроки во Вселенной», как, собственно, и «Москва-Кассиопея», повествует о том, что любой подросток, попав во внеземное пространство, автоматически готов превратить всё происходящее в трэш. Суперклей, передвигающиеся под мотивы рок-оперы «Юнона и Авось» инопланетяне, забредший на корабль двоечник, оборудование из фильма про Фантомаса – всё это скорее напоминает абсурдистскую комедию, чем ленту о космосе.

Если дети начинают изображать космонавтов, то уже нет ничего страшного в том, что осциллографы оказываются космическим оборудованием. Страшно другое – чем меньше происходящее в фильме было похоже на настоящий полет, тем больше хотелось туда попасть. Но космос тихо и незаметно отвернулся от нас, перестал быть предчувствием, а тема потеряла свою актуальность.

Гостья из будущего, 1984

Режиссер Павел Арсенов
В ролях Наташа Гусева, Алексей Фомкин, Вячеслав Невинный

Девочка в белой пижаме, Алиса Селезнева стала нашей последней научно- фантастической иконой. Вместе с ней из будущего пришли и любители кефира. Один из них, Весельчак У (Вячеслав Невинный, наш аналог Тора Йонсена), в «Лиловом шаре» обклеился волосами и без всяких угрызений совести назвался Громозекой. Между прочим, «Лиловый шар» радовал зрителя не только ужасными ужасами из «Морозко», но и обязательными летающими тарелками на леске.

«Гостью из будущего», с ее путешествиями назад в будущее и обратно, приняли даже с большим теплом, чем поменявшего профессию Ивана Васильевича. Наверное, потому что каждый из нас мечтал пойти за кефиром, а в итоге получить бесплатную путевку в мир чудесных несуразностей, говорящих козлов, стереоинопланетян и мерцающего миелофона. И самое главное – заманить с собой злостную нарушительницу Алису, избивающую детей, ломающую асфальт, а по ночам таскающую на своих плечах тигровую шкуру (примерно так отзывался о ней дядя Коли Весельчакова).


По материалам журнала "Cinema", № 3(38), март, 2006 год.

 

 



Дата публикации: 2014-03-08


Вас могут заинтересовать




Еще статьи из рубрики
Кино

Для поиска по сайту перейдите
по ссылке


                       

На главную

Читатели выбирают



Как выбрать детский зимний комбинезон?

Что стоит узнать перед покупкой комбинезона для ребенка на зиму

Гормоны для женского здоровья

О гормонах, гинекологии без проблем, женской груди, климаксе, щитовидной железе

Топ-5 фильмов ужасов о парикмахерах

Рейтинг ужастиков, в которых ключевыми фигурами являются работники бритвы и ножниц

Беттинг: развлечение или реальный способ зарабатывать?

Базовые принципы ставок на спорт, основные понятия и стратегии

Топ-16 фактов о видеоклипах

Рейтинг самых интересных фактов о видеороликах и видеоклипах в истории музыки

Топ-10 самых роскошных яхт мира


Топ-5 музыкальных предпочтений акулы

У акул тоже есть музыкальные предпочтения. А вы не знали?

Топ-15 самых тупых американских законов о любви

Глупее не придумаешь! А ведь эти законы на самом деле действуют в Америке!

Топ-7 идей, как выглядеть моложе на 7 лет

Выглядеть моложе своих лет вполне по силам любой женщине. Достаточно знать всего несколько секретов

Топ-6 фактов о йогурте

Интересные и самые обычные факты о йогурте

Современные очки как защита от солнца: топ-5 основных моделей-типов

Вайфареры, Броулайнеры, Авиаторы, спортивные и круглые модели - основные типы современных очков

Топ-10 фактов о применении энзимов (или ферментов)

Умная природа наградила организм человека ферментами (они же экзимы) - ключиками в страну вечной молодости