Музыка

Топ-8 музыкантов-писателей


О книгах и музыкантах их написавших
01 Апрель 2014   1108


Похоже, писать книги становится модным поветрием среди музыкантов. За последнее время их вышло так много, что впору говорить о массовой эпидемии. Кто-то пробует свои силы в прозе, кто-то пишет мемуары, а кто-то выпускает стихи, так и не ставшие песнями. Поговорка «по-настоящему талантливые люди талантливы во всем» применима к литературным изыскам музыкантов: яркие личности убедительно проявляют себя и на писательском поприще, а звезды-однодневки страдают сомнительным графоманством. Рейтинг музыкантов, затеявших и воплотивших написание собственной книги представлен ниже.

 

Джим Моррисон «Пленка полдень»

Это почти пятисотстраничное издание текстов самопровозглашенного шамана Джеймса Дугласа Моррисона включает в себя переводы песен Doors, а также стихотворений Джима, которые не воплотились в музыке. Среди множества редкостей, впервые опубликованных на русском языке, можно найти и знаменитую «An American Prayer», и эффектно завершающую книгу «The End». Тексты заботливо переводились четырьмя переводчиками - с разной степенью успеха, а открывается книга, как водится, предисловием, которое написала Оксана Еремеева, защитившая дипломную работу по теме «Мифопоэтика творчества Джима Моррисона». В итоге, всерьез увлекающиеся Doors люди получили уникальную возможность лишний раз посмаковать знакомые образы в текстах лидера любимой группы, остальным же книга подарит возможность познакомиться с другим Моррисоном - не бунтарем от рок-н-ролла, но серьезным поэтом.

 

Фрэнк Заппа «Настоящая книжка Фрэнка Заппы»

«Настоящая книжка» - потому что Фрэнку Заппе настолько надоело наблюдать за появлением посвященных ему книг, в которых нет ни слова правды, что пришлось издать собственную. Заппа решил записать свое повествование на магнитофон, а потом передал пленки профессиональному журналисту. Автор просит не относиться к получившейся книге как к серьезной автобиографии, а воспринимать ее только в качестве легкого чтива. Эту самую легкость сочинению великого музыканта придают многочисленные иллюстрации, фотографии, газетные вырезки, протоколы судебных заседаний и саркастические размышления Заппы о музыке, женщинах, религии, политике - обо всем, что пришло ему на ум во время записи. Особый интерес при этом вызывают рассказанные музыкантом в свойственной ему ироничной манере байки из музыкальной жизни. Надо признать, что он добился желаемого эффекта на 100 процентов: по прочтении издания хочется называть его не книгой, а исключительно книжкой, самого же Заппу - просто Фрэнком.

 

Владимир Шахрин «Открытые файлы»

Такое ощущение, что Шахрин решился опубликовать все то, что не вошло в вышедшую 5 лет назад книгу Леонида Порохни «ЧайФStory», но материала оказалось недостаточно, так что пришлось дополнить его текстами песен и перепечатанными из разных изданий интервью. Читать тексты «ЧайФа», теряющие без музыки свою привлекательность, - удовольствие сомнительное, тем более что для публикации были отобраны самые известные из них и так знакомые любому радиослушателю. Перенятая с Запада идея, когда звезды периодически выпускают свои лучшие интервью отдельной книгой, оказалась более удачной, хотя и несколько искаженной. В итоге получилось, что на 350 страницах «Открытых файлов» Владимир бессчетное количество раз объясняет читателям, почему он не переехал из родного Екатеринбурга в Москву, и рассказывает о трудном выборе между музыкой и карьерой строителя. Наиболее интересной частью книги представляются «Байки.dос», содержащие веселые путевые заметки, а также различные статьи, письма и сценарии Шахрина.

 

Стинг «Разбитая музыка»

Стинг написал эту книгу накануне своего пятидесятилетия в качестве своеобразного подведения итогов, но назвать его сочинение автобиографией в привычном смысле этого слова, наверное, все-таки нельзя. Во-первых, легендарный музыкант, резонно предположив, что с подробностями его звездной жизни многие знакомы и так, осветил в «Разбитой музыке» период с самого детства до первых успехов Police в конце семидесятых, впрочем, не забыв при этом рассказать о своей семье, работе преподавателем младших классов и первых шагах на пути к славе. Во-вторых, налицо желание Стинга придать сухим историческим фактам художественную окраску, выражающуюся в пространных размышлениях артиста о тех или иных явлениях, событиях и людях. Конечно, здесь можно найти интересные истории возникновения сценического псевдонима или написания знаменитой «Roxanne», но настоящими откровениями «Разбитой музыки» остаются описанные в ней невероятные случаи, вроде того, где по пути на лондонскую биржу труда за пособием по безработице Стинг вдруг сталкивается на улице с веселящимися Sex Pistols.

 

Лидия Ланч «Парадоксия: дневник хищницы»

 

Скандальный образ легенды андерграунда Лидии Ланч теперь в твердом и мягком переплете! Повествование построено в виде дневника и относится к тому времени, когда большинство телевизоров были черно-белыми, а музыкальные альбомы выпускались исключительно на виниловых пластинках. Здесь нет обязательных точных дат, свойственных дневникам, сюжет охватывает период нелегкой жизни Лидии с самого детства до 30 с лишним лет. Как и многие другие издания «оранжевой серии» (речь идет о серии «Альтернатива»), «Парадоксия» содержит множество жестких сцен и непечатных выражений. Книга о безнадежности, вере в себя и мести, о том, как детские страхи и обиды навсегда изменяют человеческую жизнь. Врожденная страсть главной героини к самовыражению через жестокость по отношению к себе и окружающим делает ее в чем-то похожей на Алекса из «Заводного апельсина», да и саму Лидию Ланч чаще всего сравнивают с писателями-мужчинами - Генри Миллером, де Садом и Буковски. Стоит признать, что такие сравнения вовсе не беспочвенны, только вот дотягивает ли звезда американского андерграунда до уровня литературных мэтров - еще большой вопрос.

 

 

Рома Зверь «Дожди-пистолеты»

Рома Зверь делит всех журналистов на две категории: тех, кто общается с ним и потом врет, и тех, кто врет, даже не общаясь. Уставшему от такого положения дел поп-роковому герою ничего не оставалось, как написать о себе «правдивую» книгу, даже две. Продолжение «Дождей-пистолетов», по замыслу автора, должно выйти позже и будет описывать события, не охваченные первой книгой, то есть жизнь Ромы после приезда в Москву. Пока же читателям предлагается окунуться в детство, отрочество и юность кумира и мысленно поскитаться вместе с ним по просторам страны, при этом постоянно выпивая и музицируя. «Мне это было не интересно - всякую хрень играть, там Баха или Скарлатти»,- признается лидер «Зверей» на первых же страницах. Ближе к завершению книги из нее постепенно пропадают такие наиболее часто встречающиеся в начале слова, как «пацаны», «девочки» и «бухать», повествование переходит с автобиографического жанра на близкий к художественному, тем самым, видимо, иллюстрируя физическое и моральное взросление главного героя.

 

Елена Погребижская «Butch: дневник артиста»

Это, наверное, очень выгодно: сначала ведешь дневник «для себя», а потом продаешь его в виде книжки. Вот и Елена Погребижская, более известная как Butch (Бучч), лидер одноименной группы, издала свои откровения. Почти все знают, что Елена ведет свой дневник в Интернете, и многое из опубликованного в книге можно было прочитать там слово в слово в режиме реального времени. В «Дневнике артиста» эмоциональные дневниковые записи перемежаются с написанными позже взвешенными рассуждениями Бучч об истории группы и собственной жизни - начиная с учебы в Вологодском пединституте и заканчивая признанием у публики в качестве боеспособной музыкальной единицы. Прочтение книги не даст однозначного ответа на вопрос о том, как начинающим музыкантам попасть в ротацию столичных радиостанций, но кое-какие секреты шоу-бизнеса в ней все же раскрываются. Очень эффектной получилась концовка - особенно для тех, кто не следит за творчеством группы. Впрочем, для них и всех остальных, как говорит сама Елена, должна выйти вторая книга, работа над которой уже близка к завершению.

 

Андрей Макаревич «Сам овца»

Издание относится к жанру автобиографической прозы и состоит из трех частей. В первой, одноименной с названием книги, части Андрей Макаревич вспоминает о детстве и некоторых ключевых жизненных моментах. Далее следует очерк «Все очень просто», посвященный истории «Машины времени» от первых штанов-клеш и переписанных кассет The Beatles до стадионных концертов, а завершает книгу небольшая автобиографическая повесть «Дом». Все части тесно связаны между собой, и их прочтение оставляет у читателя ощущение приятного спокойствия. Описывая в красках всю абсурдность действий советской власти по отношению к музыкантам, Макаревич намеренно не акцентирует внимание на фактах и людях, вставлявших палки в колеса его «Машины». Автор с улыбкой ностальгирует по прошедшим временам, щедро разбавляя повествование редкими фотографиями из личного архива, собственными рисунками, интересными рассказами, связанными с другими известными людьми, и старательно избегает откровений о своей личной жизни.

 

По материалам журнала "Ровесник", № 4, 2007 год




Все, что нельзя пропустить




Читайте также






Всего комментариев: 0
avatar


Все разделы




Читатели выбирают


Топ-8 лучших способов провести свободное время для любителя выпить
Уважаемые любители выпить, предлагаем вам 8 лучших способов провести свободное время

Топ-6 распространенных ошибок в теории эволюции
Ученые тоже совершают ошибки. Данная статья рассказывает про ошибки эволюции и эволюционной теории

Как сохранить дыхание свежим на весь день: 7 простых рекомендаций
Несколько несложных рекомендаций по сохранению свежего дыхания в течении всего дня

Топ-5 гениальных музыкальных продюсеров ХХ века

Топ-5 способов сделать добро людям и обществу
Задаетесь вопросом как сделать добро людям? Предлагаем вам 5 простых способов.



Мы в соцсетях